Галина
Жукова,
главный
редактор журнала «ДОМ»
«Без
архитектора никому не дано ни
зачать, ни освятить хорошую
постройку...
Его знания редкостны, и за них
его должно ценить... Ты выбрал его на
роль организатора и исполнителя.
Твоя душа в его руках, а его в твоих,
чтобы исполнить твои
желания с любовью».
Дочитав "Трактат об архитектуре"
итальянца Филарета до этого места, я
книгу
отложила и в некотором сомнении
походила по комнате. Оно, конечно,
речь то идет о пятнадцатом веке, и
все- таки... Вот они какие -
архитекторы... А мы то с ними все
запросто, без всякого там пиетета...
И чтобы загладить как-то свою вину,
предоставляем слово одному
представителю архитекторского цеха.
Пусть сам о себе расскажет (и на
картинках покажет), ведь кому как не
архитектору понятны слова все того
же Филарета: "Всякий, кто это
испытал, знает, что в строительной
стезе есть удовольствия и желания,
что как бы много человек ни сделал,
ему хочется большого...
Даниил
Плакида, архитектор.
Признаюсь,
получив это предложение, я был не
сколько удивлен. (Хорошее начало,
правда...) От меня требовалось
реконструировать здание, сквозь
которое... растут деревья, И не какие-нибудь
там миниатюрные вишенки, а вполне
солидные чинары высотой с
пятиэтажный дом.
Мое удивление возросло еще
больше, когда мы прибыли на место.
Знакомая каждому жителю Ташкента
дорожная развязка возле станции
метро "Буюк ипак йули"...
Интересно,
что это кафе я видел много раз и
никогда не обращал внимания на
могучие кроны над его крышей.
Неприметный фасад скрывал всю
прелесть этого нестандартного
решения, и поэтому первое, что
пришло мне в голову
подчеркнуть этот синтез живой
динамичной среды с неподвижной
инертной массой строительного
объема. Идея возникла сама собой,
так что "творческие муки", меня
на сей раз благополучно миновали.,
Однако идея, как правило, требует
своего воплощения, а вот с этим
возникла некоторая заминка.
Самой
большой тайной для меня был узел
сочленения кровли и стволов
деревьев. Единственным человеком,
который мог пролить свет на эту
проблему, был, конечно, строитель,
который создавал это уникальное
сооружение. Его удалось найти, и у
нас с ним произошел краткий, но
обстоятельный разговор.
Как
оказалось, задача была решена
просто; полотно кровельного железа
врезалось в ствол, который с
внутренней стороны обматывался
тканью, пропитанной битумом. Монтаж
кровли был завершен три или четыре
года назад и с тех пор на нее время
от времени наведывались лишь
дворник и электрик. Учитывая "привычку"
деревьев раскачиваться во время
сильного ветра, а также способность
с возрастом увеличиваться а объемах,
состояние кровли вызывало сомнения.
Однако лестницы
ни внутренней, ни наружной, ни
даже приставной, у этого заведения
никогда не было, а посему мне был
предложен оригинальный маршрут,
пролегающий через бочку из-под
краски, затем медленно
по решетке заброшенного киоска
на его же хлипкую крышу, а далее по
вентилям газовой трубы непосредственно на кровлю
объекта. Признаюсь, что-то удержало
меня от этого "восхождения", и
до настоящего момента я так и не
увидел ту картину, которую, в общем-то,
достаточно четко смоделировал в уме.
Покончив
с исследованиями недоступной
кровли, я отправился на поиски
деревьев внутри помещения. Надо
отдать должное способности
строителей к конспирации при первом
осмотре мне удалось обнаружить
следы только двух, самых больших
деревьев. Они были спрятаны в
шлакоблочные короба, снаружи
облагороженные пластиковыми
стеновыми панелями. Вся конструкция
напоминала опору какого-то
высотного здания, что в довольно
тесном интерьере смотрелось
впечатляюще. Остальные деревья тоже
оказались замурованными в такие же
"колодцы", но находились в
менее привилегированных местах: в
санузле и подсобках. Постучав по
стенкам этих одиночных камер, я с
содроганием подумал, как выглядят
эти несчастные, проведя годы в узких,
темных, сырых и не проветриваемых
ящиках. Не исключено, что они
почернели и покрылись мхом, а если
так, то ставится под вопрос сам
процесс реализации идеи. Ведь
хочется, чтобы взору посетителей
представал гармоничный союз
естественной природы и красоты
искусственного происхождения.
Оставалось ждать вскрытия этих
ящиков...
В
целом удовлетворенный полученной
информацией, я наконец добрался до
фундамента. А был ли вообще
фундамент? парировал
мой вопрос "первостроитель". И
тут уж мне самому пришлось ответить
утвердительно. Был
хотя бы потому, что здание до сих
пор стоит. Конечно, мне еще хотелось
узнать хотя бы что-нибудь о местном
поле, а также его взаимоотношениях с
корнями деревьев. Получить ответы
на эти вопросы не представлялось
возможным, и я, пошаркав ботинком по
гладкому кафелю, успокоил себя
мыслью, что у этих деревьев вообще
нет корней. После чего с чувством
выполненного долга и результатами
обмеров отправился узнавать, чего
же, собственно, хочет заказчик?
На
прощание строитель дружески помял
мне руку и сказал, что он вообще то
не строитель, а повар, и поэтому
строил кафе под себя. На что я в свою
очередь ответил, что занимаюсь
бодибилдингом и поэтому тоже кое-что
смыслю в строительстве, так что
результат нашей совместной работы
предопределен.
Заказчик
оказался чужд пространных
архитектурно-планировочных
рассуждений и далек от
строительства вообще. Большой
бизнес не терпит отвлечений,
поэтому кратко и четко: объект
закусочная быстрого питания;
ассортимент легкие
закуски, напитки, мясные
полуфабрикаты, торговая марка
"СМАК".
Резюме
заказчика: "Жду через три дня с
вашими предложениями". К резюме
прилагался список кухонного
оборудования с габаритными
размерами. Все остальное, включая
технологические процессы,
численность обслуживающего
персонала, мощность и скорость
реализации как
я понял, было доверено продумать мне.
Слишком большая честь для человека,
умеющего разве что подогреть суп и
нарезать хлеб...
И
тем не менее по прошествии трех дней
план действий был вчерне готов.
Правда, эргономические схемы
доступа к хот-догами и чизбургерам
упорно диктовали такое
планировочное решение, которое
никак не вписывалось в существующий
периметр постройки. И тогда на
очередном собрании "учредителей"
новоиспеченного "СМАКа" было
принято решение возводить второй
этаж. А второй этаж
это прежде всего фундамент. А
слово "фундамент" в данном
контексте означало одно
полный снос. Груда шлакоблоков и
строительного мусора, средь
которого гордо возвышаются не
сломленные заточением деревья. Им,
наверное, отрадно будет наблюдать,
как расторопные грузовики вывозят
останки их темницы. Они еще не знают,
что свобода их будет весьма
относительна... Скоро придут
другие люди и заменят каменные
колодцы на стеклянные аквариумы с
маленькими галогеновыми
светильниками, которые будут
высвечивать каждую щербинку и
складку на их коре...
Зато
у тех, кто забежит сюда на минутку
перекусить "со смаком", вполне
возможно, возникнет иллюзия
пусть не садов эдемских, но хотя
бы пикника на природе... А это в
условиях жесткого прессинга города
на горожан, согласитесь, немало.
Впрочем, долго наслаждаться этим
ощущением вам не придется, тем более,
что очередной чизбургер уже ждет не
дождется своего клиента. Пора
освободить место под чинарой...
Примечание
спустя годы….
Журнала «ДОМ» уже
давно не существует, как и
большинства замечательных вещей в
нашей локализации. Может быть когда-нибудь
он возродится, кто знает… Ах да, для
тех кто не знает – имеется ввиду
журнал, который выпускался в
Ташкенте лет 5 назад …
|