Планета АРЧИБАЗ - это мир архитектуры в бесконечном пространстве виртуальной реальности. Мир, в котором управляют иные законы, и все подвластно мысли творящего........  
   

Четвертое измерение АрхиКАДа

В среде архитектурной общественности, напрямую связанной с использованием КАД систем непрерывно идут дискуссии и жаркие споры по поводу эффективности того или иного приложения применительно к нуждам архитектора. Не ставлю целью добавлять своего субъективизма сторонникам или противникам всего многообразия программных продуктов. Скорее попытаюсь взглянуть на методы построения искусственной среды обитания в Архикад с философских позиций. За основу рассуждения попытаюсь взять наиважнейшую составляющую АрхиКАД – ГДЛ.

Извечная тяга человечества наделять предметы теми или иными свойствами, иногда фантастическими, иногда реальными в исключительной степени реализовалась в геометрическом языке описания объектов в Архикаде. Возможность управлять параметрами трехмерных образов реальных вещей, видоизменяя их и приспосабливая к идеям и проектным решениям оказалась ключевой  в оптимизации, как самого сложного и неоднозначного этапа проектирования – прорисовки концепции для будущего объекта строительства, так и последующих, более рутинных стадий создания проектной документации. Всесторонняя и неограниченная информативность ГДЛ объектов в Архикад, открывает новые пути интеграции объектно - ориентированного подхода в создании виртуальных прототипов, со всей широтой взаимосвязей используемых элементов с окружающим миром.

Точность в передаче идеи материалу, а тем более многосложной совокупности объектов, коими являются архитектурные проекты – это первостепенная задача архитектора. Причем точность в данном контексте подразумевает под собой не просто размерное соотношение объектов входящих в состав проекта, но и целый ряд функций и свойств присущих им. Как раз эту задачу наиболее адекватно решает метод параметрического моделирования ГДЛ.

На базе всей этой информации мы можем смело поразмышлять на тему развития прикладного характера геометрического языка описания объектов в среде АрхиКАД.

Хотя на сегодняшний день уже создана достаточно объемная база библиотечных элементов с встроенными параметрами самого разнообразного толка, тем не менее еще не оформилась общая система планомерного и хорошо систематизированного развития баз данных по ГДЛ объектам.  Постоянный рост их количества приводит зачастую к громоздким и неповоротливым архивам с запутанной навигацией на жестких дисках пользователей. Высокая веб-интеграция ГДЛ безусловно решила проблему быстрого транспорта элементов между машинами пользователей, но кардинально проблему поиска не улучшила.

Сегодня именно тот этап в формировании ГДЛ, когда на первый план начинают выходить принципиальные основы создания пространственных сцен.  Антагонизм формообразования и стилистики в решении проектных задач оказывает свое влияние и на характер структуры баз данных по ГДЛ объектам. В сети Интернет все чаще можно встретить фирменные библиотеки  производителей мебели и электроприборов, конструктивных и декоративных элементов, и прочих промышленных, стилистически связанных объектов. Огромный потенциал скрытой рекламы, вмороженной в тело самих моделей, поддерживается и реализуется в каждый момент использования их в проекте. Глубина внедрения параметров библиотечных элементов в структуру проекта, напрямую связанна с вероятностью использования именно этих объектов в процессе строительства. А это уже непосредственный промоушен для производителей. Причем, на мой взгляд, это наиболее приемлемая и удобоваримая форма рекламы, полезная и потому очень эффективная.

Однако, в будущем у стилистической направленности хоть и преобладающая в количественном плане роль в процессе создания искусственных сред обитания, но все же не определяющая. Наиболее емким и отвечающим самым широким функциональным, культурным и эстетическим потребностям человека есть и будет эксклюзивное формообразование.  И здесь стилистическая типизация библиотечных элементов отходит на второй план. Вместе с ним теряет свою значимость и степень параметризации объектов. В поисках уникальной формы, как ни странно, участвует стандартный набор инструментов Архикада:  стены, перекрытия и др. Но продолжаю рассуждать, форма – это наиболее эффективная оболочка для функции. А функция, это как раз то пространство, которое целиком и полностью может быть сжато и описано языком ГДЛ. Вероятно, с дальнейшим ростом мощности наших компьютеров, расширятся и масштабы гдл объектов. Уже сейчас появляются первые образчики своеобразных модулей ГДЛ. Целые сцены становятся объектами и используются как стандартные модули в крупных проектах. Наверняка скоро появятся ГДЛ объекты с обновляющимися или встраиваемыми модулями (плагинами) заменяющими или усовершенствующими пространство внутри ГДЛ объекта. Бесспорно, это сужает возможности реализации творческого потенциала в проектировании, но применительно к гигапроектам станет незаменимым инструментом. Пока активное использование шаблонов в создании проектной документации широко развито только в режиме двухмерного проектирования. Но 3Д уверенно отвоевывает эту территорию. Использование 3Д шаблонов только в виде трехмерных библиотечных элементов означает неполное использование всего потенциала, заложенного в параметрических пространственных моделях. И Архикад одним из первых предложил своим пользователям инструменты для решения комплексных задач. Появление таких дополнений как StairMaker, WindowMaker, RoofMaker и наконец NVAC открыло концептуально новые горизонты в оптимизации и ускорении проектных работ. Это уже можно назвать интеллектуальной поддержкой пользователя. Когда программное обеспечение позволяет не только избавится от рутинной и однообразной работы, но и корректирует работу архитектора в смежных разделах согласно нормативным параметрам, заложенным в её систему, тогда уже можно говорить о скором появлении универсального проектного станка на базе КАД, позволяющего в идеале одному человеку совместить в своей работе время, емкость и специализацию трудозатрат целой проектной организации.

Появление такого станка повлечет за собой обострение некоторых проблем для того пласта проектировщиков, которые сегодня развивают  стандартные принципы применения компьютерной графики в сочетании с традиционными методами проектирования. Сходная ситуация наблюдается всегда, когда прогресс преподносит человеку новые формы автоматизации.  Тот, кто заранее не уловил новые тенденции, будет испытывать определенные трудности с адаптацией к новым условиям работы. Интеллектуальные системы КАД переворачивают установившийся в последнее время стандарт узкой специализации. В частности для архитектурного проектирования вполне реалистично смотрится перспектива, когда роль смежников в процессе проектирования возьмет на себя программное обеспечение и подключаемые модули от конкретных производителей коммуникаций и оборудования. Сегодня, например, вполне возможно представить себе такой модуль, который сам организовал бы прокладку электрических сетей согласно установленного архитектором электрооборудования. Установку узловых элементов (розеток, выключателей, щитков и пр.) кликом мышки, получение специальной документации по указанному профилю, и главное интерактивно реагирующая на вносимые изменения система модуля. 

Скорее всего, в будущем появится множество модулей от конкретных производителей, встраивающие в структуру архитектурного проекта свои специфические объекты и коммуникации, согласно технологическим параметрам, установленным для данного предприятия. Конечно, это менее актуально для традиционных методов застилки кровли или отделочных работ. А вот подвеска потолков «Армстронг» или «Барисоль», отделка панелями типа «Алюкабонд», это уже вполне зримый фронт для реализации подобного рода плагинов. Что же касается систем сигнализации и так называемых «Home Intelligen”, то тут , как говорится , сам бог велел.

Что же дальше? Куда двинется дальше Виртуальное здание Архикада? Если развитие будет поступательным, а оно обещает быть таковым, то следующим революционным шагом будет виртуальная эксплуатация сооружений созданных методом встраиваемых модулей.  Это позволит получать конечную, и абсолютно точную информацию об объекте, его функциях и энерго - затратах, и как следствие безошибочно рассчитывать эффективность целых районов предполагаемой застройки.

Здесь же открывается поистине грандиозная возможность интеграции виртуального здания в сеть Интернет. Интерактивный удаленных доступ к объекту строительства, корректировка и управление проектом.

И наконец, конечное слияние виртуальной модели с реально материализованным объектом. Когда изменения произведенные в реальном объекте моментально отразятся в виртуальном двойнике и наоборот.

Итак, пора вернуться к стержню нашего рассуждения. ГДЛ объект имеет все возможности стать тем самым универсальным кирпичиком во всей этой надстройке. Неся в себе всю необходимую информацию, он делает объект независимым от среды программного обеспечения и оборудования. При этом сохраняя достаточно высокую инвариантность и гибкость при взаимодействии в процессе корректировки. Простота диалоговых окон, и интуитивно понятный ввод данных позволяет даже не опытному пользователю использовать весь спектр возможностей, представленных языком геометрического описания.

Возможность полного редактирования текстового файла ГДЛ объекта прямо в процессе работы с Архикадом, позволяет огромному числу проектировщиков без особого труда видоизменять и создавать новые элементы. Расширяя тем самым круг доступных для использования библиотечных элементов самого широкого профиля.

Можно с уверенностью сказать, что делая ставку на развитие ГДЛ языка и встраиваемых интеллектуальных модулей, Графисофт избрал наиболее актуальное направление в развитии своего программного продукта. И последующие продвижение в этом направлении даст возможность всем архитекторам и проектировщикам значительно облегчить и оптимизировать свой труд.

 

 Daniil Placida

 
       
 

contact us     

  КОНТАКТ  

guestbook     

ГОСТЕВАЯ

icq-club   

ICQ  КЛУБ 

forum      

ФОРУМ      

search

         ПОИСК

ARCHIBASE  

Internet 

TRANSLATOR

online this page

 Планета открыта 15 февраля 2001 года      
 AMACo.

   project by Daniil Placida

   

Hosted by uCoz